В мире йоги

Ученик и Учитель

Шива Самхита разделяет учеников на четыре класса:
1 - слабый;
2 - средний;
3 - высший;
4 - наивысший.
Только один последний способен пересечь океан видимого мира.

Слабые ученики - это те, у которых недостает энтузиазма, они критикуют учителей, жадны, расположены к дурным поступкам, много едят, подвержены влиянию женщин, непостоянны, трусливы, болезненны, несамостоятельны, у них грубая речь, слабый характер, им недостает мужества. Гуру (Учитель или Наставник) ведет таких искателей лишь по тропе Мантра Йоги.

Такой ученик может достичь просветления за двенадцать лет, если будет очень стараться. (Слово Мантра образовано от корня "ман" - думать. Мантра означает священную мысль или молитву, повторяемую с полным пониманием ее значения). Требуется долгое время, нередко целые годы, чтобы мантра прочно укоренилась в уме слабого ученика, и еще дольше, чтобы она дала плоды.

У среднего ученика ум ровен, он способен выдержать невзгоды, стремится работать лучше, говорит деликатно, умерен во всех отношениях. Распознав эти качества, Гуру обучает его Лайя Йоге, которая приносит освобождение (Лайя означает преданность, поглощенность или растворение).

У искателя высшего типа устойчивый ум, он способен к Лайя Йоге, мужественен, независим, благороден, милосерден, снисходителен, правдив, храбр, молод, почтителен, преклоняется перед своим учителем, тверд в занятиях йогой. Такой ученик может достичь просветления через шесть лет практики. Гуру обучает таких энергичных людей Хатха Йоге.

Полный великой мужественности и энтузиазма, приятной наружности, отважный, знающий священное писание, усердный в занятиях, здравомыслящий, неунывающий, сохраняющий молодость, размеренный в еде, владеющий своими чувствами, не знающий страха, чистый, искусный, щедрый, помогающий всем, твердый, умный, независимый, снисходительный, с хорошим характером, с деликатной речью, преклоняющийся перед своим гуру - таков наивысший тип искателя, он годен для всех форм йоги. Он может достичь просветления за три года.

Хотя в Шива Самхите и Хатха Йога Прадипике говорится о возможных сроках достижения успеха, Патанджали нигде не определяет, сколько времени требуется, чтобы индивидуальная душа достигла единения с Божественной Вселенской Душой. Он говорит, что ум делают безмятежным и спокойным абхьяса (непрестанная и настойчивая практика) и вайрагья (свобода от желаний). Абхьясу он определяет как длительное непрерывное усилие, выполняемое с преданностью, что и создает крепкий фундамент.

Йогачария Шри Б.К.С. Айенгар

Новости сайта
Имя:  
Email: