Личности

В.С. Бойко

Преподаватель йоги и йогатерапевт

Вот как отзывается о своем учителе инструктор Школы йоги Виктора Бойко его ученица Марианна Горошетченко:

"Виктор, без сомнения, один из самых талантливых учителей йоги, которых я встречала. Его удивительная прозорливость, порой доходящая до способности читать в человеческих душах, как в отрытой книге, его глубочайшая ответственность за каждого, приходящего к нему на занятия, огромный преподавательский опыт и способность к его систематизации и обобщению – все это делает из него непревзойденного учителя и, в особенности, йогатерапевта, которому многие люди обязаны возвращенным здоровьем и душевным благополучием. А его книги - «Йога: скрытые аспекты практики» и «Йога: искусство коммуникации», в которой методика получила дальнейшее развитие, я считаю лучшим на сегодняшний день русскоязычным пособием по хатха-йоге и йогатерапии".

В. Бойко о себе:

Я, Бойко Виктор Сергеевич, русский, родился 1 апреля 1948 года в поселке Ички (Советское) Крымской области. По специальности - инженер-строитель. С 1978 проживаю в Москве. С 1991 по 1999 руководитель МП Центр "Классическая йога". В 2000 была зарегистрирована автономная некоммерческая организация (АНО) "Школа классической йоги В.Бойко". В 2005 она стала просто "Школой йоги В.Бойко".

О йоге я впервые узнал из романа И.А.Ефремова «Лезвие бритвы» (1964). Личная же практика началась в 1971 по книге Б.К.С.Айенгара «Йога дипика». В течение первых нескольких лет регулярные занятия асанами продолжались параллельно поиску и штудированию доступной литературы, а также общению с многочисленными энтузиастами йоги Крыма и Украины. Будучи плотной от природы комплекции я с детства имел откровенно плохую гибкость, и потому, несмотря на железную систематичность за пять лет института так и не достиг гипермобильности хотя бы отчасти похожей на айенгаровскую, более того, понял что для меня она недостижима в принципе. Неудача заставила с одной стороны тщательно проанализировать свои действия, с другой – вникнуть в текст первоисточника. Кроме того пришлось обратиться к теории функциональных систем П.К.Анохина, обратной связи, к биомеханике и физиологии движений, истории спорта высших достижений, восточным философским системам, их прикладным аспектам и т.д.

Постепенно с приростом опыта сложилось понимание сути Хатха-йоги в русле информации, содержащейся в «Сутрах».

Скорректировав подход к занятиям, я получил результаты гораздо более интересные, нежели способна дать тривиальная акробатика, и когда качество практики достигло определенного уровня, в моём окружении начали появляться люди с проблемами здоровья. Почему это произошло – не ясно, быть может толчком к такому развитию событий послужил первый опыт, полученный с 1972 по 1975, когда мы начинали садхану вместе с однокурсником Борисом Югановым. С хроническим холициститом в свои 19 лет Борис был тощим, желтым и мнительным парнем, но после трех лет занятий йогой и окончания института на "ура" прошел медкомиссию, был признан годным без ограничений, отслужил «срочную» в Каракумах и забыл о своей печени навсегда. А моей специализацией как-то само собой стала преимущественно терапия.

Обосновавшись в Москве, я попытался отыскать людей и места, гда бы серьезно изучали йогу, но поиски оказались напрасными. В Институте медико-биологических проблем им. О.Газенко (ИМБП) после тестирования сказали, что могут взять испытателем, но с моей точки зрения торговля здоровьем была глупостью, а в Главкосмос пробиться не удалось. В процессе знакомства с йогическими кругами Москвы я попал в лабораторию "на Фурманном", где был представлен господину Спиркину. Позже достаточно долго общался с Г.С.Шаталовой и Я.И.Колтуновым, главой неформального объединения «Космос». В одном из школьных спортзалов на метро "Фили" дважды посетил занятия под руководством средних лет брюнета с цепким взглядом – это был Стаценко, будущий "гуру" Ар Сатэм.

К началу восьмидесятых годов ХХ века йога в СССР по идеологическим соображениям была запрещена, я работал с людьми нелегально, в свое удовольствие и ради чистого интереса, не помышляя о том что когда-нибудь могут появиться иные возможности.

В 1985 меня сняли в короткометражном фильме «Жгучие тайны века», который показывали потом в качестве киножурнала. Я учил йоге композитора Алексея Рыбникова и родственников Окуджавы, профессиональных спортсменов и представителей партноменклатуры, при этом все так же оставаясь в своем НИИ и распределяя свободное время между семьей и йогой.

В 1989 в Москве прошла Первая Всесоюзная конференция по йоге, среди приглашенных был Б.К.С.Айенгар, так через 18 лет довелось встретиться со своим кумиром и первым заочным учителем. Тогда мне уже исполнился 41 год, но, видимо, какой-то результат практики был налицо, поскольку в процессе показательных занятий Гуруджи извлек меня из трех сотен человек для демонстрации техники выполнения асан. Затем Айенгар побывал в моем доме и подарил оригинал той самой книги, по которой мы приобщались к йоге в 1971. Дарственная надпись на ней гласит: «Желаю вам иметь свой ашрам».

Позже он прислал Елене Федотовой и мне приглашения на месячный курс в Пуну (институт Рамамани Айенгар), но для меня уже это было ни к чему, поскольку понимание технологии полностью оформилось и я видел, насколько она отлична от Айенгар-йоги.

С 1989 была открыта секция йоги при культурном Центре им. Д.Неру (посольство республики Индия). Вел ее первый индийский учитель йоги в России Лакшман Кумар. В 1991 по инициативе Секретаря посольства господина Гангули из группы были отобраны одиннадцать наиболее успешных учеников и после интенсивного месячного курса им выдали сертификаты на право преподавания йоги за подписью господина Гонсалвеса (посла Индии в СССР). Этот случай остался беспрецедентным. В числе этих одиннадцати были А.Лаппа, Р.Амелин, К.Данильченко, В.Фентисов, Б.Арион и автор этих строк. Случилось это 31 июля 1991 года.

По забавному совпадению в этот же самый день Кировский исполком Совета народных депутатов зарегистрировал малое предприятие (МП) Центр «Классическая йога» с четырьмя учредителями: Бойко Виктор – директор, Мартынов Борис – переводчик с санскрита и главбух, Роман Амелин - музыкант и знаток английского языка, а также программист Константин Данильченко. Базировались мы во ВНИИФКЕ. Это была первая официальная организация СССР, в название которой вошло слово "йога".

Центр развил активную деятельность - семинары в Подмосковье ("Аксаково", "Березовая Роща"), была издана серия выпусков (см. библиотеку сайта) по прикладным аспектам практики. Были и выездные семинары - Иркутск, Екатеринбург, Кустанай, Ярославль, Чернигов, Севастополь, Новосибирск, Челябинск и т.д.

За это время я познакомился с профессором В.В.Бродовым, Е.Федотовой, Е. Ульмасбаевой, Ю.Белоусом, Очаповским, Свендровским, Полковниковым, Голембо и многими другими, кто так или иначе имел отношение к йоге.

В 1993 нас покинул Роман Амелин и к 1996 Центр фактически перестал действовать, поскольку К.Данильченко уклонился в суфизм, а Б.Мартынов начал реализацию собственной издательской программы (которую завершил в основном к 2006).

В 1998-99 мне довелось обучать йоге (терапия) Сьюзан Вагнер - Второго секретаря посольства США в Москве. В 1994 и 1996 я был приглашен для проведения курсов йогатерапии в Сан-Франциско, в 2003 - в Лондон. В 1998 году вышла в свет книга «Йога: скрытые аспекты практики», в 2001 – «Йога. Искусство коммуникации» (первое издание), затем «Йога в вопросах и ответах (изд-во «Старклайт», 2002) и «Йога. Искусство коммуникации» (изд-е второе, Москва, 2005).

Практически любому эта древняя практика дает возможность самопрофилактики, физического и духовного оздоровления. На портале www.realyoga.ru вы можете получить представление об основополагающих принципах технологии классической йоги, а также документальные сведения по истории ее развития в России, СССР и СНГ.

По материалам: http://www.realyoga.ru

С глубокой горечью В. Бойко воспринял весть об уходе Ю. Гурьянова:

"Он был моим земляком, единомышленником и другом, я не раз проводил семинары в Севастополе, гостил у него, мы без конца дискутировали на темы йоги и жизни вообще с ним и его замечательной половиной Тамарой Алексеевной Гурьяновой. Его уход – огромная потеря для всех нас. И даже не в йоге дело – он был очень добрым и отзвычивым, замечательным человеком.

Мне не хочется верить в то, что его больше нет, и могу только повторить слова Эмили Дикинсон":

Я знаю, что он жив,
Что жизнь свою он спрятал
От наших грубых глаз
В какой-то светлый атом.
Он хочет поиграть
Со всеми нами в прятки,
Чтоб после радость дать
Разгаданной загадки!
Но так шутить нельзя
Мучительно-серьёзно,
И в мёртвые глаза
Смотреть веселью поздно.
Не правда ль, слишком зла
Для нашего рассудка, -
Так далеко зашла
Вся эта шутка?

Новости сайта
Имя:  
Email: