Алгоритм практики асан

В.Бойко (руководитель школы классической йоги в Москве)

Итак, что есть оптимизация формы? Каждый новичок, приступая к занятиям йогой, ориентируется либо на картинку (фотографию) асаны, либо на демонстрирующего ее инструктора. Но у того, кто на картинке либо во плоти перед вами – своё тело, а не ваше! И его физические (равно, как и умственные) параметры не идентичны вашим, и наоборот! Взрослый сформировавшийся организм обладает присущим ему (в том числе генетически) уровнем гибкости и, как правило, девять человек из десяти и близко не могут согуться так, как молодые гипермобильные ребята, распиаренные в Сети и глянцевых журналах. Один из таких – Мухтар Гусейнгаджиев, давно подвизающийся в Голливуде, и конечно же, создавший свое «учение» о том, как стать великим. Но если я не могу согнуться аналогично тому, кто показан на фото, либо воспроизвести то, что делает инструктор, значит поза выполнена неправильно? Ничего подобного, фиксируемое в неподвижности положение (форма) является асаной лишь в том случае, когда она полностью комфортна (неощутима) и сопровождается молчанием ума. Насколько при этом похожа реально получившаяся у вас форма на картинку - не имеет значения!

- Но для чего тогда инструктора и картинки? – спросите вы. - Если я согнулся кое-как, доступная для моего тела форма далека от образца и я, кроме того, еще и ничего не чувствую, то откуда возьмется результат? И чем мы тогда вообще занимаемся?! Давайте рассуждать. В быту мы постоянно выполняем огромное количество полезных дел используя свое тело. Если я здоров, то во всем многообразии физических действий (движений) оно неощутимо. Если, конечно, движения эти находятся в области средних (к ним организм полностью адаптирован) значений нагрузок, амплитуд и скоростей. Но если мы, например, передвигаемся с повышенной скоростью (бег), непривычным образом (ходьба по шпалам, скалолазание и т.д.), с отягощением (подымаем или переносим тяжести) либо понуждаем тело согнуться больше, чем оно способно, в нем возникают ощущения разной интенсивности.

О чем они говорят?

Прежде всего о том что попытка силой принять форму, изображенную на фото либо демонстрируемую инструктором, вредна и опасна. А ведь именно к идеальной, «правильной форме» новички стремятся в первую очередь, это самое понятное, доступное и ошибочное! Что получится если я начну волевым образом давить на организм, пытаясь согнуться как на картинке? Конечно, в связках, сухожилиях, мышцах или суставах возникнет неприятность (дискомфорт) - реакция на попытку превысить имеющиеся возможности. В наших обыденных действиях скрыта неосознаваемая техника безопасности: здоровое тело в типовых границах движения не испытывает каких-либо ощущений, следовательно – не повреждается!.

А почему, собственно, состояние тела в асанах, где мы выходим напосредственно на эти границы, должно отличаться от обыденного? Напротив, техника безопасности и в быту, и в йоге должна быть идентичной, поскольку основная цель – недопущение повреждений и систематической перегрузки тела - сохраняется всегда! И никто не в силах отменить ее актуальность.

Если вдруг во время мытья посуды в руках, либо в ногах во время прогулки возникли какие-то непривычные ощущения, нормальной реакцией сразу будет тревога: - Что это со мной?! То же абсолютно справедливо и в отношении асан, тем более что один из этапов Раджа-йоги предписывает йогину соблюдение принципа ненасилия (невреждения). Ясно, что ахимса должна соблюдаться прежде всего в отношении собственного тела, исключений быть не может поскольку это ведет к утрате здоровья.

Итак, асана – это удобная неподвижная (фиксированная) форма без выраженных ощущений. Если прислушаться к телу специально, то, конечно, рабочая зона асаны будет восприниматься чуть яснее периферии, но не более того. Если внимание убрано из этой зоны – оно расплывается, тело начинает восприниматься однородным мерцанием, подобно заркальной поверхности воды. Как только где-либо возникло нарушение однородности, появилось локальное ощущение, или, скажем, прилив крови, жар или холод, пульсация, тряска, дрожь, напряжение, усилие, сердцебиение, одышка - словом то, чего до этого момента не было - поза перестает быть асаной! Полезная – неощутимая работа - закончилась, начинается видимая, вредная и травмоопасная.

В асане на собственное тело влияю не я, привычно двигаясь, а неподвижность формы и время ее фиксации, плюс сила тяжести. Если сесть на стул и вытянуть руку вперед, параллельно полу, ощутите ли вы что-то особенное в мышцах плеча? Конечно нет, на какое-то время даже можно забыть в каком положении рука находится. Но тем не менее мышцы, удерживающие ее, активно работают. Поначалу сознание работу эту какое-то время не улавливает, когда же она начинает ощущаться можно еще какое-то время удерживать руку в исходном положении, но при этом усилие в мышцах растет и становится неприятным. Если опустить руку – через какое-то время мышцы плеча перестанут ощущаться, словно вы ничего и не делали. Но если держать руку дальше, пока усилие окрасится болью, а потом терпеть и боль, то неприятность в плече будет сохраняться еще долго после окончания этого простейшего эксперимента.

В данном случае рука находилась в типовом положении, в то время как позы йоги характерны прежде всего выходом на пределы физической гибкости.

Итак, повторим полученный ранее вывод: такая форма асаны, которую тело способно принять и оставаться в нем некоторое время без ощущений, в полном комфорте, и есть правильная! Пусть она лишь отдаленно похожа на картинку либо исполнение инструктора. Чем удобнее эта форма – тем качественнее вы в ней расслабитесь, тем дольше в ней можно пробыть – до начала появления ощущений. Тем больше полезный эффект, который при регулярной практике накапливается.

Но возникает естественный вопрос: - Зачем тогда здесь расписана подробная техника асан, если для начинающих на форме вообще не надо запариваться, поскольку она не важна?

Тут есть два ответа. Во-первых, техника полезна для молодых и/или достаточно гибких от природы индивидов, которые могут свободно выполнить то, что предлагается в данных комплексах. Для них такая детализация будет не лишней. Потом, когда техника освоена, позы выполняются стереотипно, без участия ума, который постепенно приходит к молчанию. Во-вторых, по мере освоения ментальной релаксации возникает спонтанный прирост гибкости, тело постепенно само «вливается» в каноническую форму и детализация описания может приобрести актуальность. Но оно тогда не очень и нужно, поскольку теперь не я соблюдаю технику, а само тело при возникновении ЧВН вливается в наиболее удобную и оптимальную форму. После пары-тройки лет систематической практики становится ясным, какая степень гибкости присуща моему телу в пределе. Но это больше не волнует, поскольку не имеет никакого значения.

Теперь рассмотрим чисто силовые асаны, не предполагающие развития гибкости и растяжки, они повышают силу и выносливость, а также обеспечивают организму необходимую (но недостаточную!) физическую нагрузку. В них мы сталкиваемся в основном не с ощущениями, но с напряжением и усилием. Например в таких позах, как Чатуранга Дандасана, Вирабхадрасаны первая и вторая, Парипурна и Ардха Навасаны, Шалабхасана, Пурвоттанасана, Майюрасана и т.д.

Что в данных асанах является признаком исчерпания оптимального времени выдержки?

Начнем с того что наши органы чувств воспринимают только различия. Здесь как раз подходит приведенный выше пример с рукой, удерживаемой параллельно полу. Пока работа мышц плеча остается в пределах адаптации, она неощутима. Я могу даже на какое-то время забыть в каком именно положении находится рука, поскольку равномерный раздражитель перестает восприниматься. Но как только адаптация исчерпалась – я начинаю ощущать изменение (прирост) усилия (напряжения). Для того чтобы рука не двигалась (форма оставалась неизменной) приходится прилагать растущее и все более ощутимое физическое и волевое усилие. То же самое справедливо и для силовых асан. Когда какая-либо из них начинает осваиваться, то мы опытным путем определяем такое (пусть сначала минимальное) время ее выдержки (конечно – после некоторого периода привыкания, особенно для людей физически ослабленных), когда после входа в позу перестает ощущаться ее форма и усилие по фиксации. А как только оно (иногда вместе с формой) вновь начинает ощущаться – время выдержки позы исчерпано, из нее следует немедленно выйти. Если прежде усилия в сознании проявится учащение сердцебиения и/или дыхательные затруднения, то асану следует прекращать именно по первым признакам.

Порой люди бывают настолько физически детренированы либо ослаблены, что силовые асаны вообще невозможно фиксировать. В этом случае субъект входит в позу, в доступную ее форму, и тут же выходит из нее – таким будет начало. Итак, только отсутствие в асанах на растяжку и гибкость ощущений, а в силовых – избыточной (воспринимаемой сознанием) мышечной работы позволяет сначала в паузах между асанами, а потом и непосредственно в них самих постепенно освоить релаксацию ментальную (молчание ума)! Любая физическая деятельность в которой тело разогревается – это преобладание энерготропного режима функционирования парасимпатики, но классическая йога – только трофотропного.

Во всех иных мыслимых вариантах физической деятельности, внешне похожей на выполнение асан, молчание ума недостижимо! Теперь, после уяснения принципов работы «матчасти», обратимся к аспекту основному – ментальному. По определению йога есть молчание ума или ЧВН. Путь к нему начинается с отвлечения внимания от внешнего мира и привязки его к телу в физической практике.

Уже отмечено ранее: чем комфортней асана, тем дольше она выдерживается. Тем более интенсивный поток непривычных раздражителей поступает от суставов, связок и мышц в двигательные структуры мозга, расположенные в подкорке, где постепенно формируется новый очаг возбуждения. По закону сохранения тонус доминантных зон (очагов возбуждения) коры при этом падает – человек успокаивается. Иными словами, грамотная работа в асанах с одной стороны - восстанавливает здоровье тела, с другой – осуществляет начальное успокоение ума, которое углубляется по мере адаптации к практике.

Какова роль пауз между позами кроме чисто физического отдыха? Что делать после того, как удалось разобраться с ощущениями и вы остались один на один с потоком непроизвольного мышления?

Допустим, сегодня по графику «стоячий» комплекс. Выполнив Уттхита Триконасану влево, вы вышли из позы и встали прямо, что дальше? А дальше следует закрыть глаза и расслабить их, чтобы глазные яблоки не дрожали – если это возможно! У некоторых попытка как-то отпустить глаза (чтобы они сами нашли удобное положение и перестали ощущаться) вызывает еще большее напряжение, в таком случае связываться с этим нерентабельно. Нужно поискать такое место в теле, где внимание цепляется свободно и «залипает». Это может быть, скажем, переносица. Если прикоснуться к ней пальцем, а потом убрать его, на коже остается пятно ощущения. Если перевести туда внимание (лучше при закрытых глазах), то в этом пятне начинаются некие процессы, возникает покалывание, давление, какая-то неясная активность. Потом - тяжесть, горячие мурашки, тепло, которое может остаться на месте либо перейти на кончик носа, распространиться на щеки... Обычно пациенты говорят об этом так: - «Зажглась» переносица, потом ладони, и мысли больше не лезут… Ладони – также удобное место сенсибилизации, внимание легко держит их, и они греются.

Можно держать вниманием все тело сразу, ничего не выделяя в нем и не пытаясь отыскать. В этом случае внимание/сознание диффузно растворяется в теле и становится неподвижным.

Есть процесс, за который внимание цепляется относительно легко – это дыхание. Находясь в паузе между асанами, после того как «растают» ощущения от предыдущей позы можно направить внимание на следующие аспекты этого процесса:
- движение воздуха в носу (ощущение соприкосновения потока воздуха с кожей ноздрей на вдохе либо выдохе);
- движение брюшной стенки при вдохе и выдохе;
- аналогичное движение грудной клетки.

При этом имеет место только привязка внимания но, ни в коем случае не контроль дыхательного процесса. Йога – тотальное (хотя и временное) избавление от любого сознательного контроля. Привязка внимания к дыханию никак не должна сказываться на его естественности, ритме, глубине и т.д. Это отчасти напоминает випассану на дыхании, выполняемую на малом временном промежутке.

Если между зеркальными позами (а отдых должен быть не меньше продолжительности самой позы, либо вполовину больше) не удается надежно укрепить внимание в теле, вас захлестывают и уносят ментальные сюжеты, нужно снова и снова, с ледяным упорством, неуклонно, раз за разом возвращать внимание к телу. Причем, не стараясь удерживать его там до скрежета зубовного, поскольку это не расслабит, а напряжет ум еще сильнее. Со временем внимание (а, следовательно, и сознание) станут управляемыми, определятся наиболее удобные для его закрепления точки, места и области организма, где оно будет пребывать в покое и тишине. Кстати, в паузах между исполнением симметричных (вправо и влево) асан вовсе не обязательно стоять, можно сесть, например, на стул, прислонившись с прямой спиной к его спинке. Либо устроиться на полу, спиной к стене, с ногами, сложенными в Сукхасану, Сиддхасану либо свободно выпрямленными вперед.

С короткими паузами ясно, обратимся теперь к роли пауз длинных. Акцентировать внимание на них следует людям, которые пришли в йогу с проблемами психоэмоциональной сферы. Для таких пациентах главное вообще не асаны, но состояние, достигаемое в промежутках между ними.

Выполнив тот же «прямой треугольник» в обе стороны, следует лечь в Шавасану. И вот тут-то и начинается основная работа, не имея представления о которой люди несведущие удивляются: - Как же так? Что это за йога такая, как не посмотришь – лежат себе и лежат, спят, что ли? На самом деле именно в длинных паузах нащупываются подходы к молчанию ума - «читта вритти ниродхо» (ЧВН) - или ментальной релаксации.

Устроившись в длинную (от трех до семи минут) Шавасану, вы направляете теперь внимание внутрь, на само ментальное пространство. По мере привыкания к интроспекции и в зависимости от типа ведущей репрезентации там обнаруживается видеоряд, монолог, диалог, смесь видеоряда с болтовней либо, как это бывает у кинестетиков, темнота, тепло, мерцающее звездное небо, геометрия статичная, мобильная либо непонятно что, не поддающееся вербализации.

Из чего вообще состоит сознание? В его составе можно условно выделить такие компоненты:
- мыслящий - тот, кто думает;
- мыслимое - то, о чем думает этот кто-то;
- эмоции, автоматически «встроенные» в поток сознания;
- то, что «думается само» - автономная, непроизвольная ментальная активность;
- динамика сознания – сам процесс движения мыслей;
- наконец, наблюдатель, который обнаруживается в последнюю очередь.

Этот субъект, который начинает осознавать себя в результате грамотно выполненного ментального торможения (устранения контекста) и есть абсолютное Я (абсолютный субъект), лишенное привычной активности. Изменение статуса этого Я, временное превращение его из неотъемлемого участника экзистенции в статичного наблюдателя – этот акт ментальной разгрузки или ограниченного бодрствования, реализуемый систематически уже является мощнейшей психотерапией!

Строго говоря, когда речь идет о молчании ума, то в некотором роде это метафора. После того, как отпали эмоции и произвольное мышление, упомянутый абсолютный наблюдатель дистанцируется от автономной активности сознания и его осознанность становится статической. Те, кто мыслит образами продолжают видеть сюжеты, как в песне «Варьете» Андрея Макаревича «Но как-то не взаправду и очень издалека». Когда человек приходит в себя, то говорит, что видел сны, о чем – не вспомнить. Аудиалы рассказывают об умственной болтовне, сущность которой не улавливается. Кинестетики отмечают, что в какой-то момент времени просто выпадаешь из потока мышления, осуществляемого непонятно как, оказываясь где-то на отшибе. Вспомним формулу Веданты: «Ом шакшин ахам» - «Я – свидетель», причем такой, который временами не помнит даже сам о себе.

Итак, в длительных паузах между асанами трансформация сознания будет развиваться в целом по описанному выше пути. Но, конечно, далеко не так сразу и не так гладко. Навыки самонаблюдения нарабатываются чрезвычайно медленно, аналогично формированию предметного зрения у слепых от рождения людей, которым во взрослом возрасте сняли катаракту. Им приходится учиться видеть заново, примерно, то же самое происходит при овладении интроспекцией.

Первоначальная задача новичка йоги – прекратить целенаправленное мышление, её добиваются многократным возвращением внимания в тело. В какой-то момент вниманию/сознанию надоедает циркулировать между содержанием ума и телом, оно наконец фиксируется на теле и становится однонаправленным, при этом тонус его резко падает. Субъективно это переживается как потеря «резкости», сознание (осознанность) начинает ощутимо расплываться, терять фокусировку. Тотчас же возникает ответное движение формы – тело начинает оседать в ней, «стекая» (без ощущений!) к абсолютному на сегодня ее пределу, добраться до которого даже экстраординарными личными усилиями и старанием – невозможно. Процесс этот можно уподобить таянию льда в кувшине: только превратившись в воду (утратив структуру) бывший лед идеально заполняет форму.

Именно эта прогрессирующая затем утрата четкости самовосприятия и есть начальная стадия ЧВН. Она не статичная, войдя в нее, начинаешь двигаться по направлению ко сну - это погружение. В какой-то его момент отделяется и начинает осознавать себя абсолютное Я – твоя субъективная основа, ты сам. Следует пребывать в этом состоянии, с трудом понимая, что ты не спишь, но и не бодрствуешь, ощущая свое дыхание, подергивание конечностей и разных частей тела, мелькание смутных мыслей. Как только наблюдатель начинает окончательно гаснуть, нужно, чтобы не сорваться в сон, прийти в себя и приступить к следующей серии асан, долгая пауза окончена.

По мере адаптации и упрочения навыка время от начала этой паузы до «расплывания» сознания сокращается, ментальная релаксация наступает значительно быстрее. За счет сокращения суммарного времени больших и малых пауз количество асан, выполненных в разовой практике увеличивается, хотя это и не обязательно. Более того, вы приобретаете ценнейшую способность «отъезжать» стоя, сидя и в любом удобном положении даже и вне занятий йогой. Некоторые мои пациенты приходят к такому режиму: падают в Шавасану либо садятся не после блока асан, но после каждой позы и отъезжают почти мгновенно, через пару минут автоматически приходя в себя.

На следующем этапе развития событий сознание гаснет прямо в асанах, при этом время их выдержки в полном комфорте значительно возрастает. Тогда, как правило, толчком к завершению позы служит уже не появление ощущений, но прояснение сознания. Затем садхака уходит в себя уже в самом начале занятия, а «выныривает» только после окончательной Шавасаны, такая практика будет медитативной. Если вы начинаете, отключаясь, терять время (фаза бессознательного сосредоточения) и практика от этого сильно растягивается, обязательно нужно ограничивать длину пауз.

Суммируем все, сказанное выше, как алгоритм:
- поза выдерживается в полном комфорте, в теле ощущений нет;
- как только где-то в нем начало возникать первое ощущение, напряжение, тряска, прилив крови, учащение сердца и/или дыхания – асана окончена, из неё надо немедленно выйти;
- в медитативной практике сигналом к завершению позы будет спонтанное прояснение сознания;
- малая пауза между асанами – оперативная, потребна для растворения физического «эха» от предыдущей позы. Когда ничего от неё в теле не осталось – нужно еще с минуту побыть в этом сенсорном «нуле», и перейти к следующей асане;
- время малой паузы должно быть не меньше времени выдержки асаны и не менее полутора минут;
- паузы большие, стратегические, предназначены для трансформации сознания.

Если человек пришел в йогу с психоэмоциональными проблемами, то длинным паузам следует уделить особое внимание. Их можно применять после серии асан, скажем – после каждых четырех либо двух. Предельное время пребывания в такой промежуточной Шавасане – пять-семь минут. Чтобы не заснуть или не «выключиться» слишком сильно (что не редкость при нервном переутомлении и срывах адаптации), нужно обзавестись таймером, чтобы после завершения нужного времени он помог очнуться. В течение двухчасового занятия допустимо выполнить до четырех таких длинных пауз, не считая завершающего расслабления.

- по мере адаптации к йоге и общего улучшения состояния длинные паузы начинают спонтанно сокращаться. Потом может сама по себе отпасть и потребность в них – сознание научится качественно «отъезжать» и в паузах коротких и в самих позах, о чем уже говорилось выше. - в дальнейшем, по мере регенерации психосоматики разовая тренировка в йоге начнет «монтироваться» интуитивно, и ТОЛЬКО ПОСЛЕ достижения определенного уровня гибкости будет рентабельным следовать описанной ниже технике выполнения асан.

У новичка, осваивающего йогу по данной книге самостоятельно, всегда возникает вопрос: с чего начинать именно ему? Как вариант ответа приведу фрагмент конференции сайта realyoga:

Aris Окт 19, 2010
Добрый день, можете ли удаленно помочь составить индивидуальную программу практики, если я опишу, какие проблемы хочу решить и примерно как я могу заниматься? Проживаю в городе, где школа Бойко не представлена, но из того, что читал про йогу – его книга показалась наиболее адекватной. О себе: 26 лет, пол - мужск., работа сидячая, дома тоже большую часть времени провожу за компьютером. Из проблем: с детства проблемы с давлением, в последнее время болезненных ощущений это особо не причиняет - видимо организм адаптировался. Давление не слишком сильно скачет до 130-140, но раньше бывало довольно сильно "штормило" и от такого. Невропатолог все, что сказал - ВСД. Все, что посоветовал - соблюдать режим, особенно сна. На практику пока что могу выделять 30-40 минут, вечером, перед сном. Плохо удаётся сгибание вперед, при прямых ногах и спине - 90 градусов. Какие асаны будут более полезны и разумны? Нужно ли при короткой практике чередовать стоячие и лежачие асаны или составить одну программу из тех и тех на каждый день?

Матсья, эксперт
Подход к составлению индивидуальной практики тут несколько иной. Индивидуальность её состоит не в том, чтобы найти для Вас какие-то особенные асаны, соответствующие Вашим болячкам. А в том, чтобы определить какие из асан Вы можете выполнять с достаточным расслаблением. Грубо говоря нужно найти не то, что Вам "нужно" делать, а то, что Вы "можете" делать. Потому видеть Вас и Вашу практику важнее, чем знать Ваши болезни. У Вас, как у новичка сейчас нет задачи что-то "лечить". Ваша задача - попасть в нужное состояние хотя бы в одной асане и позволить ему (состоянию) распростаниться на остальные. А для этого в практике нужно оставить только те асаны, в которых лично у Вас искомое состояние возникает. Самостоятельно такой отбор сделать труднее, потому что не получается одновременно делать асану и анализировать её эффект. Делать это нужно в разное время. В этом, в общем-то, и состоит трудность самообучения в йоге.

Aris

Матсья, хм… ясно. Хотя вроде, уже про это читал, но почему-то не воспринял. Значит сделаю так: просмотрю асаны - выберу те, что покажутся наиболее простыми, буду пробовать их какое-то время. Те, что доставят заметную перегрузку/дискомфорт исключу/заменю. Последовательность тоже роли не играет? Если какие-то асаны нравятся больше - можно их в течении практики повторять - допустим не сразу, а через несколько? При длинных паузах последовательность роли не играет. В общем случае нужно поддерживать примерное равновесие между наклонами вперёд м прогибами назад. Кроме того перевёрнутые (если делаете) нужно делать осторожно в том смысле, что сначала стойку на голове, а потом берёзку и плуг. Чтобы равномерно нагружать позвоночные диски.

Матсья, эксперт
Что касается "любимых" асан, то не стоит слишком ими увлекаться. Поставьте себе ограничение не больше трёх подходов. А так, вполне можно повторять и сразу. Вообще правило тут такое: вот составили Вы себе комплекс, делаете, но по каким-то причинам недоделали сегодня. Следующий раз делайте сначала те асаны, которые не успели сделать сегодня. Смысл в том, чтобы "нелюбимые" асаны не вамывались из практики вовсе. Должна быть некоторая равномерность нагрузок. Без явных перекосов. Еще одна трудность самостоятельного освоения йоги состоит в том, что технология, описанная здесь, должна соблюдаться буквально! В ней нет допусков! А новичку трудно усвоить этот момент и с ним примириться, поскольку великое множество дел в обычной жизни можно выполнить абсолютно разными способами и одинаково успешно. Скажем, вернуться можно домой с работы десятком разных маршрутов, либо подняться по лестнице, шагая не по каждой ступеньке, а через одну или две. Но если сказано, что асаны должны выполняться без ощущений, то это следует понимать буквально! Асана – это когда вы забыли, в каком положении находитесь, а если вспомнили (форма напомнила о себе), то, что вы делаете перестало быть асаной и нужно из этого выйти.

Если сказано, что внимание в асане нужно удерживать в теле – это надо соблюдать, в противном случае вся ваша йога будет самообманом.

Если сказано, что количество занятий не менее четырех в неделю, нужно помнить что это требование контрольного пакета, и если заниматься меньшее количество раз – вы не получите прогресса.

И так далее. Технология йоги – это жесткий алгоритм мягко реализуемых действий, подобно открыванию замка: если вы не вставили ключ на достаточную глубину, пусть погрешность составит десятую долю миллиметра - он не провернется! Но если условия соблюдены, ключ проворачивается без труда! Посредством йоги вы получаете доступ в иное измерение жизни, наполненное радостью и новыми возможностями – но параметры полосы пропускания должны соблюдаться неукоснительно! Иначе дверь эта никогда не откроется!

Новости сайта
Имя:  
Email: