В мире йоги
Тибетская поющая Чаша
Всё человечество уже много тысяч лет науку о звуке считает самой важной наукой во всех жизненных ситуациях: в духовном развитии, в целительстве, обучении.
Именно поэтому поющие чаши так ценились в буддизме для медитации. А в шаманской традиции звук считается одним из способов вхождения в другие миры. Вибрации чаши - это как акт сотворения.
Мужская энергия палочки-резонатора (стика) пробуждает женскую энергию чаши. Молчание и звук, инь и ян, мужчина и женщина...
Поющие чаши заключают в себе главный принцип мира – Со Единение.
Поющие чаши известны также, как гималайские чаши, тибетские чаши; в Японии их называют Рин или Судзу.
Поющие чаши — это разновидность колокола, как музыкального инструмента, но в отличие от обычных колоколов они не подвешиваются и не крепятся на ручке. Звук рождается от вибрации стенок чаши и её края.
Поющие чаши — древний музыкальный инструмент, использовавшийся по всей Азии, как часть религиозных традиций. В наши дни, кроме традиционного религиозного применения, поющие чаши используются повсеместно, как инструмент для медитаций, релаксации, различных медицинских практик связанных с биоритмами, в йоге.
Изготовление
Исторически поющие чаши делались в Тибете, Непале, Индии, Бутане, Китае, Японии и Корее. В последнее время основное производство находится в Гималайском регионе и чаще всего выпускается под названием «Тибетские поющие чаши».
Традиционно, древние поющие чаши делались из сплава пяти металлов. Основой была медь, с добавлением олова, цинка, железа и других металлов, чаще всего золота, серебра или никеля. Фактически получалась литая бронза или латунь, облагороженная драгоценным металлом.
Уникальность древних поющих чаш состоит в том, что одновременно звучат несколько гармонических обертонов (каждый элемент сплава звучит на собственной «волне»).
Несмотря на то, что традиционные техники изготовления поющих чаш считаются утерянными, из разных уголков Непала всё ещё поставляются чаши сделанные традиционной ручной ковкой.
В наши дни производство поющих чаш находится на подъёме и качество их растёт. в связи с тем, что поющие чаши всё чаще покупают, как сувениры, их стали украшать популярными религиозными символами и различными спиритуальными мотивами. Классикой являются буддийские мантры, такие как Ом мани падме хум, индуистская Аштамангала и изображения Будды.
Современные поющие чаши делаются из бронзы, но без добавления редких и драгоценных металлов, что, конечно же, сказывается на звучании.
От качества изготовления чаши напрямую зависит «наполненность» звука гармоническими обертонами. Варьируя силу нажатия стика на края чаши или вес стика можно получить разные тональности.
Самыми распространёнными являются чаши из Непала и севера Индии, однако Япония с Кореей тоже производят чаши высокого качества, правда они меньше направлены на экспорт.
Виды поющих чаш
Есть различные виды поющих чаш – разной формы и с разной толщиной стенок.Чаши с толстыми стенками дают ясный, но тембрально бедный звук. Играть на них проще, потому что рука лучше чувствует металл. Чаши с тонкими стенками дают очень красивый и богатый саунд, но играть на них заметно сложнее, так как они более чувствительны к руке и стику.
Процесс звукоизвлечения из поющих чаш сильно зависит от используемого ударного инструмента, называемого стиком (деревянной палочки из твёрдого дерева). Чтобы из чаши извлекался подобающий ей звук, стик должен быть соразмерен чаше. Для больших и тонкостенных чаш наиболее богатое и мощное звучание обеспечивается тяжёлым стиком.
Техника игры
Игра на поющих чашах представляет собой неторопливое вождение деревянного стика по краям чаши, в результате трения рождается продолжительный, «поющий» звук, наполненный обертонами.
Чаша ставится на специальную подушечку, либо ставится донцем на вытянутые пальцы кисти или на кулак – важно, чтобы площадь соприкосновения чаши с подушкой или рукой была наименьшей, но она не двигалась с места. Затем другой рукой музыкант берёт стик и водит им по внешнему краю чаши. Стенки чаши начинают вибрировать, и она начинает «петь».
Основной навык, которого надо добиться при обучении игре на чашах – чтобы стик не отрывался от поверхности чаши в процессе игры. Чем громче звук – тем сильнее вибрация – тем сложнее удерживать стик на чаше. Слишком слабый нажим не сможет заставить чашу звучать, слишком сильный – будет глушить звук чаши. Динамика звучания варьируется скоростью движения стика по чаше и силой нажима.
Из поющих тибетских чаш можно извлекать звуки разной высоты, хотя они настроены на один тон. Дело в том, что края чаш «поют» на высоких нотах, а по мере приближения к днищу можно извлекать всё более низкие звуки. Это очень хорошо слышно на примере глубокой тонкостенной чаши: если «повесить» её на вытянутые пальцы вверх дном, и заставить вибрировать, водя стиком по её «около-донной» части (примерно 1/3 высоты от донца), извлекаются низкочастотные гипнотические пульсации, слышимые как своего рода «безтембральный» гул – описать это достаточно сложно... но звучит очень притягательно.
Налитая в чашу вода (примерно пол-чаши) упрощает процесс звукоизвлечения – вибрации передаются в воду, и стик даже на больших громкостях не отскакивает от стенки. При этом окраска звучания несколько изменяется за счёт уменьшения количества верхних обертонов.
Второй вариант игры на поющих чашах — несильный удар обёрнутого кожей стика по внешней стенке чаши, рождающий тёплый звук похожий на звон колокольчика. Такой звук используется при выводе человека из медитации. Более эффектны в этих случаях тонкостенные чаши с богатым саундом.
Звуковой массаж при помощи поющих чаш
Благодаря богатству обертонов и гармоничному звучанию, поющие чаши создают условия для глубокого расслабления.Когда поющие чаши ставятся на тело, они производят мягкий и глубокий массаж. Массаж поющими чашами дает оздоровительный эффект при таких проблемах, как хроническое перенапряжение в области шеи и плеч, головные боли, проблемы пищеварения, менструальные боли, применяется при родовспоможении, способствует углублению дыхания, улучшает конценрацию внимания, в частности у гиперактивных детей.
По материалам: http://www.prosvetlenie.org/mystic/2/26.html