В мире йоги
Ступени Йоги
ПАТАНДЖАЛИ ЙОГА = АШТАНГА ЙОГА = РАДЖА ЙОГА
ЧТО ЗНАЧИТ ДАННОЕ РАВЕНСТВО?
Аштанга Йога – восьмеричный путь йоги, описанный Махариши Патанджали в "Йога сутрах".
Ашт – восемь, Анга – части, конечности. Именно восемь ступеней к практике йоги переданы мудрецом Патанджали и «аштанга» является дословным переводом этого значения.
Раджа переводится как королевский, императорский. Раджа йога – императорский союз, единение.
Йога Патанджали - практика самореализации, основанная на работе с сознанием и внутренней энергией. При практике любой из ступеней, основное внимание уделяется работе с энергетическими каналами (нади) и центрами (чакрами).
ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ ЙОГИ ПАТАНДЖАЛИ
1. Яма – соблюдение всеобщих моральных заповедей или законы поведения в социуме
Ahimsasatyasteyabrahmacaryaaparigrahahyamah |
Яма разделена на пять частей
Махариши Патанджали, Йога Сутры 2/30
¦ Ахимса – не насилие
Не причинение вреда - это высшее правило морали, главное из всех Ям.
Йогин не только не должен сам причинять вред другим, но также не должен быть побочной причиной вреда и не должен побуждать другого на совершение вреда.
Ахимса практикуется на трёх уровнях:
- в поступках: заключается в безусловном беззлобном отношении ко всем живым существам во все времена и в любых ситуациях
- в словах: воздержание от сплетен
- в мыслях: воздержание от дурных или осуждающих мыслей
Ахимса также рассматривается, как Любовь ко всему существующему.
¦ Сатья – правдивость и честность
Сатья предполагает абсолютную правдивость на трёх уровнях:
- в поступках: отказ ото лжи, клеветы, оскорблений, ругани
- в словах: контроль над речью, практика молчания
- в мыслях: воздержание от высмеивания того, что другие считают священным
¦ Астейя – не укради
Астея – воздержание в делах, речах и мыслях от захвата чужого имущества, чужих идей и чужих мыслей.
¦ Брахмачарья – сдержанность и контроль над половым влечением
Брахмачарья переводится буквально, как «поведение Брахмана» и подразумевает построение жизни в соответствии с духовными идеалами. Это, скорее, состояние ума и духа.
Многие мудрецы и йогины Индии были женаты и выполняли социальную и моральную ответственность. Брахмачарья это контроль над влечениями в делах, речах и мыслях и преданность своей семье.
Брахмачарья - это путь мудрости.
¦ Апариграха – бескорыстие, не стяжательство
Не копить, не собирать, не принимать дары. Йогин тренирует свой ум не ощущать недостатка ни в чём. Тогда всё, в чём он действительно нуждается, приходит к нему без всяких усилий в надлежащее время. Равнодушие к вещам даёт спокойствие.
2. Нияма – внешнее и внутреннее очищение через самодисциплину или индивидуальные правила поведения, дисциплинирующие практикующего
Sauca-santosa-tapahsvadhyayesvarapranidhananiniyamah
Нияма разделена на пять частей
Махариши Патанджали, Йога Сутры 2/32
¦ Сауча – чистота
Через практику саучи мы достигаем чувства отстранённости от тела (Сутра 2/40).
Сауча рассматривается на трёх уровнях:
- чистота тела: Практика крийи, асан и пранаямы. Физическая и энергетическая чистота принимаемой пищи. Гигиена, ношение чистой одежды, поддержание жилища в чистоте и порядке.
- чистота речи: соблюдение норм языка, хорошая дикция, нравственность высказываний.
- чистота мыслей: отсутствие отрицательных эмоций таких, как ненависть, гнев, страх, алчность, гордыня, страсть, вожделение и т.п.
¦ Сантоша – удовлетворённость
Сантоша это поддержание постоянного положительного эмоционального фона, что должно стать естественным состоянием для йогина.
¦ Тапас – строгость, аскетизм, самоограничение
Тапас буквально переводится как «жар», «горение», «пламенеть».
Практика тапаса закаляет волю, что даёт йогину силу тела и ума, мужество и мудрость.
Практика тапаса это пост, длительное сидение, длительное молчание и т.п.
¦ Свадхъяйя – самообразование, самоанализ
Это и изучение себя, и изучение через себя.
Любая форма медитации является средством подробного изучения себя.
Изучение философских текстов любых систем и религий, духовные беседы, чтение эзотерической литературы даёт самообразование.
¦ Ишвара Пранидхана – вера в Бога
Появящение йогином всех своих действий, слов и мыслей Высшей Цели.
Для многих практикующих цель будет различной, но дорога к ней всегда учит любви и мудрости и ведёт к совершенству. Этот путь затрагивает сердце, чувства.
3. Асана – поза, положение. Патанджали учит тому, что поза должна быть устойчива и удобна. Это достигается расслаблением и сосредоточением.
Sthirasukhamasanam
Неподвижное и комфортное состояние физического тела называется асаной
Махариши Патанджали, Йога Сутры 2/46
Все позы требуют определённого психического настроя и концентрации внимания на различных частях тела. Асаны не только укрепляют и очищают тело, но и развивают осознанное сосредоточение, необходимое на последующих ступенях йоги.
Система асан вырабатывалась тысячелетиями. Каждая из них обеспечивает широкое или избирательное воздействие на мускулы, нервы, органы или железы организма.
Основное назначение асан – сделать ум и тело здоровыми, управляемыми и безотказными. Но это лишь средство настройки ума и тела. Не следует останавливаться на этом промежуточном этапе, даже достигнув его высот. Если человек встаёт на путь культа тела, то он погиб для йоги. Только гармоничное развитие физических способностей и душевных качеств обеспечивает единство, которое называют Йогой.
4. Пранаяма – контроль над дыханием
Tasminsatisvasaprasvasayorgativicedahpranayamah |
Сваса (пурака) или вдох, прасваса (речака) или выдох и кумбхака или задержка на вдохе и/или на выдохе называется пранаямой
Махариши Патанджали, Йога Сутры 2/49
Прана – энергетическая основа всего существующего. Прана – жизненная энергия, физически проявляющаяся в дыхании. Ааяма – расширение. Поэтому пранаяма - это увеличение жизненной энергии через контроль и регуляцию её потока в теле.
С помощью пранаямы удаляются покровы, скрывающие внутренний Свет (Сутра 2/52).
Научившись управлять дыханием, йогин получает возможность контролировать чувства, что позволяет ему перейти к следующим ступеням.
5. Пратьяхара – контроль над чувствами (вкус, прикосновение, запах, зрение и слух), отвлечение органов чувств от объектов чувств, полное сосредоточение на внутреннем.
Svavisayasamprayogecittasyasvarupanukarevaindriyanampratyaharah
Отвод органов чувств от всех мировых желаний и искушений, фиксация их на чистой природе ума (читта) и есть пратьяхара
Махариши Патанджали, Йога Сутры 2/54
Indriyanamvicaratam, visayesusvabhavatah |
Baladaharanam tesam, pratyaharah sa ucyatai|
Контроль над чувствами, которые по обыкновению направлены наружу, и насильственное направление их вовнутрь себя называется пратьяхарой
Махариши Яджнавалкья,Йога-Яджнавалкья 7/2
Пратьяхара – это освобождение ума от власти чувственных объектов, отвращение чувств от привязанностей внешнего мира. Йогин уничтожает мысли, порожденные невежеством и мраком, и культивирует в себе всё чистое и светлое, что даёт ясность ума.
Эта практика ведёт к правильному сосредоточению и медитации.
6. Дхарана – концентрация на объекте или на процессе практики, сосредоточение
Desabandhascittasya dharana
Полное погружение ума в любые благоприятные мировые объекты, что помогает в концентрации и уменьшает отвлечение внимания; или погружение ума в Мастера (гуру); или в ОМ и есть дхарана
Махариши Патанджали, Йога Сутры 3/1
Asminbrahmapuregargi, yadidamhrdyambujam
Tasminnevantarakase, yadabahyakasedharanam
Когда достигнута пратьяхара, дхарана подразумевает концентрацию только на самости. В центре тела расположено сердце, в центре сердца – лотос, центр чистого сознания. Концентрация на нём и есть дхарана.
Махариши Яджнавалкья,Йога-Яджнавалкья 8/3
Задача йогина на этом этапе – научиться удерживать мысль на одном предмете. Дхарана – это мысленное сосредоточение на объекте, реальном или воображаемом.
Для истинной концентрации необходимо полное спокойствие тела, дыхания и сознания, что достигается на предыдущих ступенях.
7. Дхьяна – медитация, созерцание
Tatrapratyayaikatanatadhyanam |
Непрерывный полёт сознания, нерушимый как поток масла, зафиксированный на внутреннем благоприятном объекте и есть дхьяна
Махариши Патанджали, Йога Сутры 3/2
Dhyanamatmasvarupasyavedanammanasakhalu
Sagunam nirgunam tacca sagunam bahusah smrtam|
Осознание Себя через концентрацию ума на Себе и есть дхьяна.
Для начала нужно концентрироваться на стабильной твёрдой форме. Это сагуна дхьяна – медитация на объект.
Далее следует концентрироваться на отсутствии формы. Это ниргуна дхьяна - субъективная медитация.
Махариши Яджнавалкья,Йога-Яджнавалкья 1/2
Когда достигается совершенная концентрация, становится возможным длительное мысленное созерцание объекта. Углублённое состояние концентрации и есть медитация.
8. Самадхи или Кайвалья – соединение с вселенской энергией, с Высшей Реальностью, экстаз
Tadaivarthamatranirbhasamsvarupasunyamivasamadhih|
Когда медитирующий, объект медитации и процесс медитации становятся едины и не могут быть отделены друг от друга – это состояние называется самадхи
Махариши Патанджали, Йога Сутры 3/3
Samadhihsamatavasthajivasyaparamatmanoh |
Brahmanyeva sthitir ya sa samadhih pratyagatmanah||
Самадхи – состояние равновесия, в котором душа индивидуума и верховная энергия сливаются в одно. Это Адвайта или отсутствие дуальности.
Махариши Яджнавалкья,Йога-Яджнавалкья 10/2
Самадхи – это высшая точка медитации, совершенное самоуглубление, где происходит слияние йогина с Духом Вселенной.
ПОЧЕМУ МАСТЕР УЧИТ СЕМИ СТУПЕНЯМ ЙОГИ ПАТАНДЖАЛИ?
Мастер не только учит учеников техникам йоги, но и передаёт им часть своей энергии, является их проводником в практиках глубоких медитативных состояний и визуализаций.
Единение с Мастером возможно только на первых семи ступенях практики. Мастер помогает вам перешагнуть с уровня на уровень. При достижении же состояния Самадхи практикующий остаётся наедине только с Высшей Реальностью.
СОВМЕСТНАЯ ПРАКТИКА ХАТХА-ЙОГИ И ПАТАНДЖАЛИ ЙОГИ
ПАТАНДЖАЛИ ЙОГА и ХАТХА-ЙОГА неотделимы друг от друга. Практика Хатха Йоги необходима для продвижения в Раджа Йоге. Хатха йога – это работа с сознанием посредством физического тела, что позволяет контролировать все свои действия и проявления, начиная с телесных и заканчивая полным контролем сознания.
Sariramadyamkhaludharmasadhanam||
Физическое тело дано для духовных практик, но практика высших состояний доступна только в свободном от болезней физическом теле.
Давайте обратимся к значению слова «Хатха», состоящего из двух слогов – «Ха» и «Тха».
«Ха» означает Пингала или Сурья нади (солнечный канал) и соотносится с правой ноздрёй.
«Тха» - Ида или Чандра нади (лунный канал) и левая ноздря.
Нади - это каналы в человеческом теле, по которым течёт психическая энергия. Хатха означает равновесие между каналами Ида и Пингала, сбалансирование ментальной энергии (Ида нади) и жизненной физической энергии (Пингала нади), ума и тела.
Основная цель хатха йоги – очистить Ида и Пингала нади и объединить эти два канала с центральным каналом Сушумна нади.
В ПАТАНДЖАЛИ ЙОГЕ Патанджали не даёт названий асанам и не описывает техник. Он утверждает, что «асан около 84 тысяч, столько, сколько живых существ на земле» и что «при практике асан йоги, посредством очищения, укрепления и гармонизации физического тела, начинает очищаться и уравновешиваться тонкое тело (т.е. энергетические каналы и центры)».
Именно труды по хатха йоге (Гхеранда Самхита, Хатха Йога Прадипика, Шива Самхита) даруют практикующему техники исполнения асан, пранаямы, мудр и крийи.
СЕМЬ СТУПЕНЕЙ ХАТХА-ЙОГИ
1. Саткарма – шесть способов очистить физическое тело
Dhautir-bastis-tatha netis-tratakam naulikam tatha| Kapalabhatiscaitani sat karmani pracaksatai||
Нети, дхаути, наули, басти, капалабхати и тратака – шесть практик называемых саткарма
Хатха Йога Прадипика, сутра 22
Нети – очищение носовых пазух
Дхаути – промывание желудка
Наули – массаж брюшной полости, стимуляция пищеварительной системы
Басти – йогическая клизма, очищение прямой кишки
Капалабхати – очищение передней части головного мозга
Тратака – концентрация взгляда на одной точке. Очищение глаз и головного мозга.
2. Асана
3. Мудра – это источник энергии, раскрывающий физические и ментальные блоки, увеличивающий энергетический потенциал и дарующий ощущение счастья и свободы
Без праны, без энергии, без Кундалини человеческое тело безжизненно. Йогины практикуют мудры с целью пробуждения энергии Кундалини - Шакти, спящей в чакре Муладхара и являющейся нашим внутренним энергетическим потенциалом. Пробуждаясь, Кундалини поднимается вверх по центральному каналу Сушумна нади, проходя последовательно через каждую чакру, пока не достигнет Сахасрары.
Конечная цель пробуждения Кундалини – объединение двух полярных энергий – Шивы и Шакти. Тогда больше не существует индивидуальности – энергия и сознание становятся единым чистым светом.
Мудры отличаются от асан тем, что обеспечивают углублённую проработку органов и систем организма. Асаны действуют на организм через опорно-двигательный аппарат и нервную систему, мудры же затрагивают железы внутренней секреции и циркуляцию крови.
Йогическая мудра содержит в себе три необходимых элемента – асану, пранаяму и бандхи. Каждая мудра состоит из динамической фазы – движений тела, необходимых для принятия конечного положения, асаны и статической фазы, состоящей из схематичного дыхания, пранаямы, или его задержки вместе с использованием замков, бандх.
Йогические мудры – специальные позиции тела, направляющие энергию практикующего, наработанную практикой асан хатха йоги и пранаямы, в различные энергетические центры. Они активизируют чакры и пробуждают энергию Кундалини, помогая практикующему достигнуть высших состояний тела, сознания и духа.
4. Пратьяхара
5. Пранаяма
В отличии от Патанджали Йоги, в Хатха Йоге даются техники пранаямы, разделённые на ступени и уровни сложности.
6. Дхьяна
7. Самадхи
По материалам: http://http://www.yogatoday.ru/